Overlord (overlordick) wrote,
Overlord
overlordick

Грузия 2017. Часть 5. Перевал Цхрацкаро - оз. Табацкури - мон. Питарети - крепость Хулута

По направлениям, долинам и озёрам - и карта ни к чему!
 Начинается самая авантюрная часть маршрута. По плану труднодоступный монастырь и крепость. В основном, туда ходят пешком. Путь лежит через райцентр Цалку, очередной грунтовый перевал и озеро, ну это мы позже узнали, что через озеро, ведь дорогу приходилось просто угадывать, с гугл карт она вообще не видна -  ездят по ней мало, просто полузаросшее направление. Скрип колючих веток по бортам, иногда первая(!) пониженная передача, сёла, древние церквушки, которым мы потеряли счёт, изредка, крепости поглядывают с высоких гор.
Поднимаемся и поднимаемся, в очередной раз альтиметр выходит за две с половиной тысячи метров, прямо на вершине перевала Цхрацкаро пост полиции. Проверили документы, как водится, спросили, что это у нас за автомобиль, поболтали о том, о сём. Раз уж остановились, вышли из машины полюбоваться видами. Вдали увидели заброшенную метеоставнцию с фуникулёром. Рядом были ребята из Швеции или Швейцарии, я путаю. Их тоже тормознули. Вдали видели огромных собак, не придали значения. Позже нам объяснили, что эти собаки совсем не дружелюбны!

На перевале

Метеостанция

На карте маячит крупное озеро Табацкури, через пару часов приблизились, стало ясно, дорога пролегает рядом, и мы свернули в деревушку, которая расположилась на полуострове, его доминанта - полуразрушенная армянская церковь.

Наверное, пора замолвить пару слов о церковной архитектуре. Христианские храмы в Грузии строились двух типов – базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. В маленьких сёлах, в основном встречаются первые, как самые простые в постройке. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится трехнефная или двухнефная базилика. Грузинская храмовая архитектура была консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не просто отличить от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм не прижился.

Когда парковался, я не заметил этих плит

Пока бродили вокруг церкви, разглядывая надгробные камни, вышла женщина из соседнего дома, пригласила на кофе с сыром. Мы вежливо отказались, эх, время, время, как его не хватает! И на фото столь необычного места хотелось времени больше. Увы. Двигаем дальше. Дорога местами пошла вообще еле различимая. Слева и справа мы видели следы старых ледников. Когда ледник идёт, он оставляет за собой след в виде камней. Вот такие груды и лежали вдоль дороги. Притормаживал убедиться. Действительно ли это ДОРОГА.
Спускаемся, через долину допотопных ледников. Они тают и оставляют след в виде гор из камней.  Пейзаж сменился вместе с грунтом, пылим по красноватым каменистым дорожкам.

След от ледника

Очередная церковь по пути

Пробка

Стемнело, мы проехали очень странное село – Берта. Почти все дома заброшены, в центре монастырь. Солнце зашло, и мы не стали останавливаться, хотя было интересно. Внезапно навигатор зажил своей жизнью и попытался увести нас с дороги. Но, выбрав более-менее проезженный путь, мы выехали на совершенно новую асфальтовую дорогу! Эх, скоро вся Грузия покроется асфальтом, чувствую. До Цалки оставалось 20 километров - заехали за хлебом и вот мы в номере, готовимся разогревать ужин на горелке, испить вина с сыром. Не тут-то было! Ключ от номера, легко закрывший нас внутри, отпирать дверь отказался! Что делать? Я полез по балконам соседних номеров, ища не заселённый открытый номер, чтобы выйти через дверь в холл. Двери были закрыты. Я не заметил, как на балконе одного номера появился курящий. Он поглядел на меня с интересом. Не знаю, что он подумал… я его попросил сходить на ресепшен. В общем, часа через два мы, наконец, принялись за трапезу на балкончике с видом на озеро. Попытался заснять звёзды, но без пульта выдержка только 30 секунд, и фото не удались.

Вид на Цалкинское водохранилище
Заброшенный (?) монастырь Питарети, непреступная крепость Хулута и, конечно, старые церкви
Сутра заехали на центральный рынок в Цалке, пополнить запасы, ведь остаться без еды в диком месте, случись чего, просто недопустимо. Изначально был план ехать по дороге через подземные ГЭС на реке Храми, но разведка дороги по картам предполагала очень жёсткие серпантины с сомнительным покрытием, а времени было не много. Поехали дорогой по проще, отличный асфальт, но есть один нюанс, он закончился через 5 километров после Цалки! Ну ладно, привычно. Дорога опять пошла в гору, но здесь местность лесная, под колёсами земля, а не камни и можно держать чуть бОльшую скорость. Вскоре пришлось сбавить темп - появились промоины глубиной больше метра, не пропустив их меж колёс можно остаться лежать на боку! И да, мы вечно попадаем то на утренний выпас, то на вечерний загон скота. Пробки!

Первый пункт на сегодня – руины церкви скального креста. Через пару километров церковь богоматери, примерно в том же состоянии.

Дальше обычная уже для нас грунтовка. Через полчаса она стала неприлично петлять, резкие спуски- подъёмы, повороты, ширина в одну машину. Здесь точно только на внедорожнике. Видно, что дорогу чуть разровняли. Что было раньше, боюсь представить. Наконец, из-за горы показалась главка монастыря. Мы обрадовались, но рановато – пришлось спуститься с ещё одной горы и подниматься соответственно. В низине брод, жара. Вышел из машины, решил окунуться. Здесь мы и решили устроить привал на обед, нарвали ежевики.

И вот приехали, наконец, в ЗАБРОШЕННЫЙ монастырь, а он… не заброшенный! Да что ж такое, а? В любом случае он очень живописный, построен в 1213-1222 годах и прямо на его стене есть недвусмысленной утверждение – лучший образец грузинской архитектуры. Ну окей, не вырубишь топором. Возле монастыря живут монахи, у них подготовленный Паджеро со шноркелем, электричество получают т солнечных батарей. Мы беспрепятственно осмотрели комплекс и двинулись к крепости. Возле неё машина приняла изрядное количество водных процедур! Жаль, нет фото. Похоже, что река затекла на дорогу каким-то образом.

Крепость Хулути - могучая цитадель, расположенная в трёх километрах от монастырского комплекса Питарети, построена в первой трети XVIII века для защиты ущелья реки Храми. Во многих документах упоминается как неприступная, и правда -  залезть туда можно, обладая недюжинной сноровкой. Позже мы узнали, что существует потайной лаз, куда проще по доступности. Крепость не обитаема, но над одной из башен висит Грузинский флаг. Забавно, что не на самой высокой. Похоже, забраться туда не смогли. Мы не нашли входов и выходов из башни. Загадка. Крепость многоуровневая, сложной формы, повторяющей гору. Частично можно перемещаться по этажам внутри стен. Возвращаемся уже по другой дороге, она заметно короче, но есть пара бродов с неплохим течением. Говорят, что проезжаема только летом и в начале осени. Двигаем в Тбилиси.

Tags: Грузия, Заграничное, Путешествие

• За милилард лет до

К началу 19 века в Алексино сформировался крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Просвещенный человек, тонкий ценитель…

• Нехорошее место

Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; никто не найдет…

• Военная база под Майами HM69 Nike и фауна заповедника

В окружении болот, кишащих аллигаторами и мангровых зарослей находится объект ПВО времён холодной войны. Системы противовоздушной обороны служат…

• Старокалужский тракт - исчезнувшая дорога

Когда благому просвещенью Отдвинем более границ Со временем, по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот, дороги, верно, У нас…

• Как я провёл этим летом

- Как только я остался один, цвета и запахи вокруг совсем немного, но изменились. Я вздохнул поглубже - и почувствовал, что в груди стало…

• Авто магазин Теда Вернона в Майами

Заехали к Теду:) Известный магазин — реставрационная мастерская. Автомобили снимаются в фильмах, сериалах Discovery и т.д. Как раз и…